Главные темы

среда, 25 апреля 2012 г.

Катастрофа на ЧАЭС. Почему так произошло? Кто виноват?


Недавно случайно набрёл в интернете на видеоматериалы о Чернобыльской катастрофе. Это одна из тем, которая давно меня интересовала. Вот в преддверии годовщины Чернобыльской трагедии хотел поделиться интересным материалом. В первую очередь это будут документальные фильмы и передачи. Мне потребовалось немного времени и усилий, чтобы разобраться в некоторых технических моментах, поэтому я решил сначала описать некоторые нюансы более детально, чтобы в видео было всё понятно.

Во всех видео всегда говорится о том, что причин было много, к катастрофе привела совокупность причин, роковая цепочка. Но перечни этих причин совпадают не полностью. Начнём издалека...
Двадцатый век начался с войн. Первая мировая, затем Вторая мировая, после которой появились страны, конкурирующие в идеологии, экономике, геополитике и военных силах. Главными конкурирующими странами стали СССР и США. И вот одной из целей Советского Союза было наращивание военного потенциала, ресурсно-материальной базы. Холодная война между СССР и США сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне.

Использование энергии распада атомов открывало для учёных серьёзные перспективы для получения огромного количества энергии. Атомные электростанции - это отличный способ получения электричества. Также они имеют ряд преимуществ перед теплоэктростанциями - на тот момент самыми продуктивными по получению электричества: не требуют немного ресурсов для работы, не выбрасывают вредные и радиоактивные загрязнения в воздух или в воду, стоимость строительства почти одинакова. Конечно же, сейчас мы можем сказать и о недостатках - АЭС требуют повышенного уровня безопасности. Но тогда, до аварии на Чернобыльской АЭС, этому уделялось гораздо меньше внимания. Ведь мирный атом считался "мирным".

Советский Союз начал строить атомные электростанции ещё в 50х годах. Первая из них АЭС возле Обнинска в Калужской области построена в 1954 году и её производительность составляла всего 5 мегаватт. В 1966 году Совет Министров СССР утвердил план ввода в эксплуатацию нескольких атомных электростанций в 1966—1977 годах, среди которых была и Чернобыльская АЭС. Её задача - компенсировать дефицит в энергетическом районе "Юга". И пуск первого энергоблока ЧАЭС был совершён в 1975 году. Четвёртый энергоблок, на котором случилась авария, был введён в эксплуатацию в 1984 году.

За несколько лет до аварии на ЧАЭС израильские самолёты уничтожили в Ираке одну из атомных электростанций, построенных Советским Союзом. Поэтому в атмосфере существовавшего страха возможности нападения на СССР Министерство Энергетики постановило провести испытания по оценке последствий возможного нападения противника и отключения электропитания.


Перед тем, как понять смысл испытаний, давайте рассмотрим принципиальную схему работы реактора и важные части.

Реактор, в котором непосредственно происходит реакция с выделением тепла.
Графитовые стабилизационные стержни, с помощью которых управляют работой реактора.
В поднятом состоянии стержней реактор набирает мощность, в опущенном - сами стержни мешают прохождению реакции, тепла выделяется меньше, реактор "затухает".
Парогенератор, цель которого образовывать пар.
Три контура с водой. Первый контур касается непосредственно реактора, здесь вода превращается в пар и нагревает парогенератор. Через парогенератор проходит и первый, и второй контур. Тепло первого контура греет воду из второго контура в парогенераторе.
Пар второго контура под высоким давлением крутит турбину, турбина передаёт вращение на генератор, а генератор генерирует огромные объёмы электроэнергии.
Конденсатор, где пар охлаждается и с водой поступает опять в парогенератор. Опять же, охлаждение воды второго контура происходит, благодаря воде из третьего контура. Эта вода из водохранилища.
Циркуляционные насосы - насосы, регулирующие объём воды для охлаждения реактора и объём воды в парогенераторе.

Также следует понимать, что есть пульт управления, где операторы следят за работой ректора и управляют ходом эксперимента. Главные роли исполняют оператор работы реактора, который управляет графитовыми стержнями, оператор парогенератора, который регулирует объёмы воды с помощью циркуляционных насосов, и главный инженер, руководящий ходом эксперимента.

В ходе эксперимента нужно было выяснить, сможет ли затухающий генератор выработать пар для создания электричества, которое должно было питать насосы, прокачивающие воду в парогенератор. Проще говоря, сможет ли затухающий реактор выработать достаточно электричества, чтобы себя охладить...

Данное видео из всех ныне существующих наиболее полно рассмотрит причины катастрофы. Это и спешная постройка и сдача в эксплуатацию реактора... И желание инженера, который руководил испытаниями, получить следующую должность ... И недостаточные знания о работе атомных реакторов...


А теперь посмотрим, что же знают о катастрофе иностранцы: Причины аварии на ЧАЭС. Версия National Geographic






Читать дальше...